|
Содержание
Часть I. |
|
|
ВВЕДЕНИЕ |
1. |
ТВОРЧЕСТВО.ЧЕЛОВЕК.ТЕХНИКА. |
1.1. |
ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА. |
|
1.1.1. Сущность и критерии творчества. |
|
1.1.2. Личностный и процессуальный аспекты творчества. |
|
1.1.3. Условия творческой деятельности. |
|
1.1.4. О качествах творческой личности. |
|
1.1.5. Об обучении творчеству. |
1.2. |
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА. |
|
1.2.1. Человек и техника. |
|
1.2.2. Основные понятия технического творчества. |
|
1.2.3. О закономерностях развития технических систем. |
1.3. |
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА. |
2. |
МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА. |
2.1. |
МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК. |
2.2. |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ТВОРЧЕСТВА. |
2.3. |
ОБЗОР МЕТОДОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА. |
|
2.3.1. О роли стимулов в творчестве. |
|
2.3.2. Метод морфологического анализа. |
|
2.3.3. Метод экспертной оценки. |
|
2.3.4. Метод контрольных вопросов. |
|
2.3.5. Эвристический диалог Сократа. |
|
2.3.6. Мозговой штурм. |
|
2.3.7. Метод инверсии. |
2.4. |
АНАЛОГИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ТВОРЧЕСТВЕ. |
|
2.4.1. Виды аналогий. |
|
2.4.2. Синектика. |
2.5. |
ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО. |
|
2.5.1. Понятие и виды воображения. |
|
2.5.2. Нереальная реальность. |
3. |
ТРИЗ И ПЕДАГОГИКА |
3.1. |
ТРИЗ С ПОЗИЦИЙ ЕГО АВТОРОВ. |
3.2. |
КАК Я ПОНИМАЮ ТРИЗ? |
3.3. |
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТРИЗ. |
|
3.3.1. Общие тенденции развития технических систем |
|
3.3.2. Понятие противоречия. Виды противоречий. |
|
3.3.3. Идеальный конечный результат (ИКР). |
|
3.3.4. Знакомство с законами развития технических систем. |
|
3.3.5. Другие составные элементы ТРИЗ |
4. |
ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. |
4.1. |
ИССЛЕДУЯ ПРОБЛЕМУ. |
4.2. |
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ. |
|
4.2.1. Цель педагогической системы. |
|
4.2.2. Учебная информация |
|
4.2.3. Средства педагогической коммуникации. |
|
4.2.4. Учащиеся |
|
4.2.5. Педагоги. |
Часть II. |
|
5. |
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С ОСНОВНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ |
5.1. |
РАЗВИТИЕ СИСТЕМНОСТИ МЫШЛЕНИЯ. |
|
5.1.1. Рассмотрение общих понятий системного подхода. |
|
5.1.2. Построение системного оператора. |
|
5.1.3. Типы упражнений по освоению системного подхода. |
|
5.1.4. Примеры игровых заданий (компонентный подход). |
|
5.1.5. Генетический подход. |
|
5.1.6. Функциональный подход. |
|
5.1.7. Об объединении систем, системном и нежелательном эффектах |
5.2. |
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОТИВОРЕЧИЯМИ. |
|
5.2.1. Игра «ХОРОШО-ПЛОХО». |
|
5.2.2. Алгоритм построения антиобъектов (антисистем). |
5.3. |
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К АССОЦИИРОВАНИЮ. |
|
5.3.1. Виды ассоциаций. |
|
5.3.2. Упражнения «Ассоциации». |
|
5.3.3. Упражнение «Ассоциативная цепочка». |
|
5.3.4. Упражнение «Рисуем эмоции». |
|
5.3.5. Упражнение «Незнакомое слово». |
|
5.3.6. Метод фокальных объектов |
|
5.3.7. Использование слов-стимулов. |
5.4. |
УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ. |
|
5.4.1. Конструирование по приемам фантазирования. |
|
5.4.2. Метод фантограмм. |
|
5.4.3. Упражнение «Изменение оценки». |
|
5.4.4. Упражнение «Фантастическая добавка – фантастическое вычитание». |
|
5.4.5. Упражнение «Фантастическое сложение или Бином фантазии» |
|
5.4.6. Упражнение «Лексический полином». Случайные предложения. |
|
5.4.7. Метод числовой оси. |
|
5.4.8. Оператор РВС (размеры – время – стоимость). |
|
5.4.9. Упражнение «Возможные причины». |
|
5.4.10. Упражнение «Новый способ». |
|
5.4.11. Упражнение «Новая конструкция». |
|
5.4.12. Упражнение «Моя личная проблема» |
|
5.4.13. Упражнение «Дорисуй-ка» |
|
5.4.14. Упражнение «Муха» |
|
5.4.15. Упражнения по работе с картинкой. |
5.5. |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАГАДОК В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ |
5.6. |
СКАЗКИ – ЭТО СЕРЬЕЗНО |
|
5.6.1. Сказка - ложь, да в ней намек... |
|
5.6.2. Об использовании метафор или что такое «Сказкотерапия». |
5.7. |
ЭТА ПРОТИВОРЕЧИВАЯ НАУКА ВОСПИТАНИЯ. |
|
5.7.1. Что значит «любить, не любя»? |
|
5.7.2. Оценивать, не оценивая. |
|
5.7.3. Запрещать, не запрещая. Ограничивать, не ограничивая. |
|
5.7.4. Что значит «ресурсный подход» в обучении? |
|
5.7.5. Психологические ресурсы или несколько слов о якорях. |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
1. Краткий словарь психологических терминов. |
2. Методические материалы по теме «ТВОРЧЕСТВО. КРИТЕРИИ ТВОРЧЕСТВА». |
3. Методические материалы по теме «В МИРЕ ИЗОБРЕТЕНИЙ. Неглупая глупость». |
4. Методические материалы по теме «В МИРЕ ИЗОБРЕТЕНИЙ». |
5. Методические материалы по теме «МИР В СВЕТЕ СИСТЕМНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» |
6. Методические материалы по теме «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» |
7. Методические материалы по теме «ПРИМЕРЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ» |
8. Методические материалы по теме «КОЛЛЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ» |
9. Методические материалы по теме «МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». |
10. СПРАВКА ПО ИСТОРИИ ТРИЗ |
11. ПРИЕМЫ УСТРАНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ |
12. Методические материалы по теме «ПРОТИВОРЕЧИЯ» |
13. Методические материалы по теме «АНАЛОГИИ. ЗАГАДКИ» |
14. Методические материалы по теме «ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ФУНКЦИЯ» |
15. Методические материалы по теме «СИСТЕМА - АНТИСИСТЕМА» |
16. Методические материалы по теме «СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР». Дом, в котором мы живем. |
17. Методические материалы по теме «СИСТЕМНОЕ ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» |
18. Методические материалы по теме «СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР». Построение генетической и компонентной осей |
19. Методические материалы по теме «СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР». ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ |
20. Методические материалы по теме «ПРОТИВОРЕЧИЯ». КАРАНДАШ И ЕГО РОДСТВЕННИКИ. |
21. Методические материалы по теме «АССОЦИАЦИИ». Тест «Несуществующее животное» |
22. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ. Материалы к упражнению: «Дорисуй картинку». |
23. Методические материалы по теме «Использование игры «ДА-НЕТ» в процессе обучения» |
24. Методические материалы по теме «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНЕРЦИЯ» |
25. Проблемный фонд. |
26. Краткое описание игр, которые могут быть использованы на занятиях. |
27. Стимулирующий материал (картинки). |
28. Материал для размышлений. |