![]() |
ВВЕДЕНИЕ
- Почему человек занимается творчеством? Что им движет?
- Что представляет собой творчество? В чем его суть?
- Чем отличается творческая деятельность от нетворческой?
- Должен ли человек обладать какими-либо качествами, чтобы быть способным к творчеству?
- Каковы особенности протекания процесса творчества? Можно ли управлять им?
- Можно ли учить творчеству?
Много лет занимаясь проблемами творчества, я ловлю себя на мысли, что по-прежнему далек от ясного понимания этого таинственного феномена.
Каждый из нас множество раз употреблял в своей речи слово «творчество», но далеко не каждый может объяснить его значение.
Когда мы используем понятие «фрукт», мы все понимаем, о чем идет речь, хотя никакого фрукта в природе не существует.
Существует то, что мы называем яблоками, грушами (различных сортов) и т.д. А что такое фрукт?
Точно также мы используем в своей речи абстрактное понятие «творчество», которое, как и всякое понятие, должно заключать в себе некие общие стороны явления или предмета.
Так в чем же заключается это общее?
На своих семинарах по данной проблеме я часто давал своим слушателям задание написать десять ассоциаций на слово «творчество» и, например, на слово «огонь».
Полученные ответы показались мне несколько неожиданными.
Если наборы ассоциаций на слово «огонь» в различных группах слушателей были в основном похожи (за исключением отдельных, далеких ассоциаций, которые всегда присутствуют),
то ассоциации на слово «творчество» поразили своим многообразием.
Приведу примеры некоторых ассоциаций: картина, краски, свобода, музыка, изобретение, вдохновение, художник, патент, велосипед, радость, премия, терпение, способности, поэт, актер, озарение, гений, муки, душа, труд, упорство, полет мысли, признание, талант, ребенок, открытие, потребность, самореализация, эврика ... а также длинный перечень имен творческих личностей, таких как Пушкин, Архимед, Эйнштейн и т.д. и т.д. Лично мне очень запомнилась символическая аналогия: творчество – это сладкая мука.
Что же тут неожиданного? – спросите Вы. Проблема ведь сложная, многоаспектная – отсюда такое количество ассоциаций.
Неожиданными ассоциации показались мне потому, что многие из них являлись описанием эмоциональных состояний и переживаний, т.е. носили личностную окраску.
Гораздо в большей степени, чем роль этих состояний прослеживается в известных определениях творчества, о которых будет идти речь в нашей работе. Именно поэтому для меня особый интерес представляет рассмотрение проблемы творчества в аспекте эмоционального переживания человеком процесса создания нового продукта.
Может быть, в этих списках я нашел именно то, что хотел найти? Так или иначе, но лично я абсолютно убежден в том,
что проблема творчества теснее всего связана с проблемой человеческой сути вообще, с проблемой места и предназначения человека в этом мире.
А может быть, нам и не нужны творческие люди, создающие что-либо новое? Достаточно иметь большо количество ремесленников, которые будут с удовольствием и качественно выполнять одну и ту же необходимую работу, обеспечивая населения товарами, услугами. Представьте, что Вы хотели бы сделать сегодня прическу. И Вас интересует какая-либо определенная модель. Вы приходите в парикмахерскую, а Вам говорят: «Мы таких причесок уже не делаем. Мы – люди творческие и делаем каждый день новые прически. Желаете попробовать? »
Что движет человеком, занимающимся творчеством? Ответ на этот вопрос не является очевидным, так же как и ответ на вопрос, что движет альпинистом, стремящимся достичь вершины горы. Ведь с чисто формальной точки зрения, восхождение не имеет никакой другой цели, кроме самого восхождения. А что движет людьми, стремящимися на ветхом суденышке переплыть океан, опускающимися на немыслимые глубины без специального оборудования, занимающимися экстремальными видами спорта, рискуя собственной жизнью? Всем известен девиз олимпиад «Быстрее, выше, сильнее!». Как бы быстро ни пробежал «стометровку» один спортсмен, обязательно найдется другой, который будет изо всех сил стремиться превзойти это достижение. Просто удивительно! Наблюдая, как растут рекорды, к примеру, в тяжелой атлетике, хочется воскликнуть: «Есть ли предел возможностям человека?»
И это не только в спорте. Примерно то же самое наблюдается и в творчестве. Человек всегда «стремится к вершине». И, наверное, у каждого эта вершина - своя. Чтобы достичь вершины, нужно идти вперед. Но чтобы остаться на вершине, нельзя останавливаться - нужно также идти вперед. Смысл данного утверждения в том, что любую разработку – техническую, научно-исследовательскую или просто постижение чего-то нового на личностном уровне - следует заканчивать нахождением границ этого нового знания и определением того, что может лежать за пределами познанного (т.е. необходимо искать «сверхэффект»).
Почему была написана эта книга? Наверное, потому, что я не мог ее не написать, не мог не попытаться изложить некоторые свои мысли по вопросу об обучении творчеству, о развитии творческих способностей.
Кроме того это явилось, вероятно, и способом самореализации. Писалась книга в Германии, когда в течение определенного времени я находился в типичном для своих соотечественников положении – положении безработного. И тогда довольно остро прочувствовал на себе, что значит – ничего не делать, никак не реализуя имеющийся потенциал. И может быть, я писал ее для того, чтобы снова ощутить радостное чувство творчества.
А также мне очень хотелось показать своим сыновьям, что человек не должен останавливаться в собственном развитии, он должен постоянно стремиться вперед.