Внимание!!! Новости ТРИЗ!!!

   На главную    Сведения об авторе    Содержание    Фрагменты    Библиография    Как заказать?   

ВВЕДЕНИЕ

      -  Почему человек занимается творчеством? Что им движет?

      -  Что представляет собой творчество? В чем его суть?

      -  Чем отличается творческая деятельность от нетворческой?

      -  Должен ли человек обладать какими-либо качествами, чтобы быть способным к творчеству?

      -  Каковы особенности протекания процесса творчества? Можно ли управлять им?

      -  Можно ли учить творчеству?

    Много лет занимаясь проблемами творчества, я ловлю себя на мысли, что по-прежнему далек от ясного понимания этого таинственного феномена.

    Каждый из нас множество раз употреблял в своей речи слово «творчество», но далеко не каждый может объяснить его значение.

    Когда мы используем понятие «фрукт», мы все понимаем, о чем идет речь, хотя никакого фрукта в природе не существует. Существует то, что мы называем яблоками, грушами (различных сортов) и т.д. А что такое фрукт?

    Точно также мы используем в своей речи абстрактное понятие «творчество», которое, как и всякое понятие, должно заключать в себе некие общие стороны явления или предмета. Так в чем же заключается это общее?

    На своих семинарах по данной проблеме я часто давал своим слушателям задание написать десять ассоциаций на слово «творчество» и, например, на слово «огонь». Полученные ответы показались мне несколько неожиданными.

     Если наборы ассоциаций на слово «огонь» в различных группах слушателей были в основном похожи (за исключением отдельных, далеких ассоциаций, которые всегда присутствуют), то ассоциации на слово «творчество» поразили своим многообразием.

    Приведу примеры некоторых ассоциаций: картина, краски, свобода, музыка, изобретение, вдохновение, художник, патент, велосипед, радость, премия, терпение, способности, поэт, актер, озарение, гений, муки, душа, труд, упорство, полет мысли, признание, талант, ребенок, открытие, потребность, самореализация, эврика ... а также длинный перечень имен творческих личностей, таких как Пушкин, Архимед, Эйнштейн и т.д. и т.д. Лично мне очень запомнилась символическая аналогия: творчество – это сладкая мука.

    Что же тут неожиданного? – спросите Вы. Проблема ведь сложная, многоаспектная – отсюда такое количество ассоциаций.

    Неожиданными ассоциации показались мне потому, что многие из них являлись описанием эмоциональных состояний и переживаний, т.е. носили личностную окраску. Гораздо в большей степени, чем роль этих состояний прослеживается в известных определениях творчества, о которых будет идти речь в нашей работе. Именно поэтому для меня особый интерес представляет рассмотрение проблемы творчества в аспекте эмоционального переживания человеком процесса создания нового продукта.

    Может быть, в этих списках я нашел именно то, что хотел найти? Так или иначе, но лично я абсолютно убежден в том, что проблема творчества теснее всего связана с проблемой человеческой сути вообще, с проблемой места и предназначения человека в этом мире.

    А может быть, нам и не нужны творческие люди, создающие что-либо новое? Достаточно иметь большо количество ремесленников, которые будут с удовольствием и качественно выполнять одну и ту же необходимую работу, обеспечивая населения товарами, услугами. Представьте, что Вы хотели бы сделать сегодня прическу. И Вас интересует какая-либо определенная модель. Вы приходите в парикмахерскую, а Вам говорят: «Мы таких причесок уже не делаем. Мы – люди творческие и делаем каждый день новые прически. Желаете попробовать? »

    Что движет человеком, занимающимся творчеством? Ответ на этот вопрос не является очевидным, так же как и ответ на вопрос, что движет альпинистом, стремящимся достичь вершины горы. Ведь с чисто формальной точки зрения, восхождение не имеет никакой другой цели, кроме самого восхождения. А что движет людьми, стремящимися на ветхом суденышке переплыть океан, опускающимися на немыслимые глубины без специального оборудования, занимающимися экстремальными видами спорта, рискуя собственной жизнью? Всем известен девиз олимпиад «Быстрее, выше, сильнее!». Как бы быстро ни пробежал «стометровку» один спортсмен, обязательно найдется другой, который будет изо всех сил стремиться превзойти это достижение. Просто удивительно! Наблюдая, как растут рекорды, к примеру, в тяжелой атлетике, хочется воскликнуть: «Есть ли предел возможностям человека?» И это не только в спорте. Примерно то же самое наблюдается и в творчестве. Человек всегда «стремится к вершине». И, наверное, у каждого эта вершина - своя. Чтобы достичь вершины, нужно идти вперед. Но чтобы остаться на вершине, нельзя останавливаться - нужно также идти вперед. Смысл данного утверждения в том, что любую разработку – техническую, научно-исследовательскую или просто постижение чего-то нового на личностном уровне - следует заканчивать нахождением границ этого нового знания и определением того, что может лежать за пределами познанного (т.е. необходимо искать «сверхэффект»).

    Почему была написана эта книга? Наверное, потому, что я не мог ее не написать, не мог не попытаться изложить некоторые свои мысли по вопросу об обучении творчеству, о развитии творческих способностей. Кроме того это явилось, вероятно, и способом самореализации. Писалась книга в Германии, когда в течение определенного времени я находился в типичном для своих соотечественников положении – положении безработного. И тогда довольно остро прочувствовал на себе, что значит – ничего не делать, никак не реализуя имеющийся потенциал. И может быть, я писал ее для того, чтобы снова ощутить радостное чувство творчества. А также мне очень хотелось показать своим сыновьям, что человек не должен останавливаться в собственном развитии, он должен постоянно стремиться вперед.



    Когда я начал писать эту книгу, сразу же столкнулся с непростой задачей. Как излагать свои мысли, какой стиль изложения выбрать?

       -  Научно-теоретический? Скучно для восприятия, и тот факт, что на многие поднимаемые в книге вопросы наука так и не нашла однозначного ответа.

       -  Научно-популярный? Воспринимается неплохо, однако в некоторых случаях, не хотелось бы упрощать суть проблемы, а наоборот, постараться побудить читателя к более глубокому ее изучению на основе серьезных литературных источников. К тому же определенная часть излагаемой понятийной информации должна быть представлена как можно более точно (мы имеем здесь ввиду понятия ТРИЗ или психолого-педагогические).

       -  Стиль методического пособия? Это, конечно, привлекательно для практических работников образования, нуждающихся в подобных разработках по данной проблеме. Но было бы неправильным сводить проблему обучения творчеству к рецептам типа «Делай так – и получишь желаемый результат».

    Проблемы, связанные с образованием, являются чрезвычайно сложными, и, признаюсь честно, я тоже не знаю ответов на многие поставленные вопросы. Более всего мне хотелось бы, чтобы читатель задумался и, пробуя сам применить некоторые из описанных приемов и упражнений, занялся бы разработкой собственного инструментария, что явилось бы творческим процессом для самого педагога, а применяемые приемы отразили бы его личностную позицию. Ведь преподаватель отберет в свою копилку только те, которые «работают» именно у него, при помощи которых именно сам преподаватель добивается успеха. Хотелось бы верить, что поставленные вопросы смогут побудить учителя к самостоятельному поиску решения сложнейших психолого-педагогических проблем.

    Так или иначе, рассуждая о позиции, которую я как автор должен представлять, я вспомнил о работах Эрика Берна по трансактному анализу. К идеям этого автора мы будем неоднократно обращаться в своей работе. Э. Берн утверждал, что у каждого человека есть некий набор поведенческих схем, соотносящихся с определенным состоянием его сознания, с различным состоянием «Я».

    Репертуар таких состояний Берн разделяет на следующие категории:

       1)  состояния «Я», сходные с образами родителей;

       2)  состояния «Я», автономно направленные на объективную оценку реальности;

       3)  состояния «Я», все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки.

    Неформально проявления этих состояний в психологии называют Родитель, Взрослый и Ребенок. В дальнейшем мы будем использовать именно эту терминологию.

    Э.Берн считает, что человек в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний и может с разной степенью готовности переходить из одного состояния в другое.

    Во многих отношениях «Ребенок» - одна из наиболее ценных составляющих личности, так как вносит в жизнь человека радость, творчество, жажду познания. Говорят, что «Ребенок знает многое, и когда половину всего этого забывает – становится взрослым». В жизни каждого человека однако очень часто случаются ситуации, когда внутренний Ребенок совершенно некстати и неумело берет на себя управление ситуацией за всю личность в целом. Говоря словами Берна, Ребенок может «прорваться к власти, и тогда появляются обескураживающие результаты».

    Ребенок, как и положено, находится под контролем Родителя. Состояние «Родитель» помогает нам не только осуществлять воспитательную функцию, но и использовать предыдущий опыт поколений. Нам нет необходимости повторять весь путь развития человечества. Это освобождает от необходимости «принимать множество тривиальных решений, благодаря чему человек может посвятить себя решению более важных жизненных проблем, оставляя обыденные вопросы на усмотрение Родителя».

    Находясь в состоянии «Взрослый», человек перерабатывает имеющуюся в его распоряжении информацию, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Взрослый «контролирует действия Родителя и Ребенка, является посредником между ними».

    Мне показалось интересным, что основываясь на подобном представлении о структуре личности и постоянном взаимодействии ее составляющих, я мог бы в данной работе излагать свои мысли с аналогичных позиций, тем более что на проводимых мною семинарах я делал то же самое, так или иначе их используя.

    Итак: С позиций Науки (Родитель), я буду призывать читателя отнестись со всем внимание к существующему опыту в изучении данной проблемы, тем самым не изобретать велосипед в науке, а посвятить себя более важным задачам, например – «ездить на этом велосипеде». С этой же позиции будут излагаться основные положения и понятия ТРИЗ. В изложении я буду говорить от 1-го лица множественного числа, подчеркивая, с одной стороны, распространенность данной точки зрения и, сдругой стороны, свою солидарность с ней.

    Я буду также выступать с позиций учителя, педагога-практика, с позиций человека, имеющего свой личный опыт преподавания и решения проблем. Это как нельзя больше соответствует описанной выше позиции «Взрослый». От имени «Взрослого» мы будем дискутировать, обсуждать существующие проблемы, пытаться искать какие-либо пути ее решения. Как читатель может заметить, здесь будет использоваться как местоимение «Мы», так и местоимение «Я», когда речь будет идти об индивидуальном опыте.

    С позиции «Ребенка» мы будем рассказывать сказки и анекдоты, приводить примеры юмористических иллюстраций сказанного. Эта позиция дает нам право иронизировать, легко критиковать известные непререкаемые авторитеты, предлагать «детское видение» проблемы и «детские» пути ее решения. Ведь Ребенку позволено все. Он может ошибаться, говорить глупости, по мнению Родителя или Взрослого. Главное – он искренен, и по своей внутренней сути не злой, а его непосредственность можно попытаться если не понять, то хотя бы объяснить. О роли подобного метафорического подхода мы будем подробно говорить в соответсвующей главе. И более того – считаем подобный подход очень действенным и убедительным в педагогической деятельности.

    Таким образом, иногда мы будем теоретизировать, но лишь настолько, чтобы наше изложение не напоминало «авгуров язык», мы бы хотели, чтобы в процессе ознакомления с представленной работой у вас не было сосредоточенно-напряженного состояния, когда мозги уже не могут обрабатывать получаемую информацию и хочется поскорее закрыть эту книгу.



Ожидать, что книга удовлетворит требования всех читателей было бы,
по меньшей степени, наивно. Я думаю, что каждый воспримет ее по-своему,
поскольку имеет свой собственный взгляд на вещи, свои представления
о мире, о счастье, о воспитании детей, а также о творчестве.
Эта книга - лишь одно из таких представлений.



    Мы будем говорить о взрослых и детях. Мы будем приводить примеры из различных областей, делиться опытом, рассказывать об интересных подходах, сомневаться, возражать, шутить, иронизировать, намекать...

    Кроме того, вместе с нами вновь обратится к Читателям знакомый с детства замечательный художник-карикатурист Херлуф Бидструп, рисунки которого, запечатлевшие яркие и выразительные образы, помогут нам донести до читателей свои мысли.

    Это, по сути, и не книга. Это скорее сборник учебно-методических материалов, которые могут быть полезны педагогам и студентам педагогических специальностей для организации работы с детьми.

    Данная работа не ставит своей обязательной целью изменение мировоззренческих или методических установок читателей, поскольку, само по себе прочтение книги, даже самой умной, не изменит ни стиль мышления, ни самого человека.

    Да это и не нужно – изменять человека со стороны. Ну вот, как мне кажется, наступил первый удачный момент для использования метафорического подхода, поведав Вам притчу (ее рассказывает герой О. Янковского в кинофильме А. Тарковского «Ностальгия»).

*    *    *    *    *

    Расскажу такой случай:

    Один человек спасает другого из глубокой и грязной лужи. С риском для собственной жизни, с огромным трудом. Наконец, вытащил. Оба лежат на берегу, тяжело дышат. И вдруг «спасенный» спрашивает:

      -  Ты это чего?

      -  Как чего? Я же тебя спас! – говорит ему с удивлением «Спаситель»

      -  Дурак! Я здесь живу!»

*    *    *    *    *


    Можно показывать человеку различные пути для изменения, обогащать его интересной информацией, знакомить с различными методиками. И все же, по моему глубокому убеждению, только сам человек может изменить себя, если поймет, что так, как он живет и работает, жить и работать нельзя.

    Педагог может скомплектовать, а точнее – выработать собственную систему методических приемов и учебной информации. А для выбора всегда полезно иметь уже структурированную информацию.

    Хотелось бы надеяться на то, что кто-то из творчески работающих педагогов, являющихся экспериментаторами, новаторами, все же попробует использовать описанные методики в своей работе, а результат не заставит себя ждать.

    Буд рад, если кому-то удастся изменить свое представление о мире, а значит – сделать шаг к изменению себя.

*    *    *    *    *


    Я отдаю себе отчет, что не могу ответить на все вопросы потенциального читателя. И все же мне кажется, что время, потраченное на чтение книги, окажется для вас полезным. Возможно, вы сделаете свое первое открытие - откроете для себя что-то новое, интересное и сумеете воплотить это в практике, тем самым осуществив творческий процесс пусть даже на субъективном уровне.
   На главную    Сведения об авторе    Содержание    Фрагменты    Библиография    Как заказать?   


Hosted by uCoz