Внимание!!! Новости ТРИЗ!!!

   На главную   Сведения об авторе   Введение   Фрагменты    Библиография    Как заказать?  


Из текста книги (окончание Раздела 1.3.):

   ...Большинство работ по ТРИЗ написаны примерно по одной схеме:

     1.   Выносится приговор методу проб и ошибок.

     2.   Приводятся доказательства неэффективности известных методов активизации перебора вариантов и бесперспективности их применения.

     3.   Приводится описание основных идей ТРИЗ как новой технологии решения изобретательских задач.

     4.   Говорится об эффективности применения ТРИЗ.

     5.   Рассказывается о препятствиях, которые мешают повсеместному распространению ТРИЗ

     6.   Делается призыв к обучению ТРИЗ всех и каждого.

   Возьмем за основу данную схему и выскажем свои соображения, сомнения и даже возражения по основным пунктам.



Содержание
(Таблицы загружаются медленно. Подождите, пожалуйста)



Часть I.






ВВЕДЕНИЕ


1.


ТВОРЧЕСТВО.ЧЕЛОВЕК.ТЕХНИКА.


     1.1.


ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА.


  


1.1.1. Сущность и критерии творчества.


  


1.1.2. Личностный и процессуальный аспекты творчества.


  


1.1.3. Условия творческой деятельности.


  


1.1.4. О качествах творческой личности.


  


1.1.5. Об обучении творчеству.


     1.2.


ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА.


  


1.2.1. Человек и техника.


  


1.2.2. Основные понятия технического творчества.


  


1.2.3. О закономерностях развития технических систем.


     1.3.


ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА.


2.


МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА.


     2.1.


МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК.


     2.2.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ТВОРЧЕСТВА.


     2.3.


ОБЗОР МЕТОДОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА.


  


2.3.1. О роли стимулов в творчестве.


  


2.3.2. Метод морфологического анализа.


  


2.3.3. Метод экспертной оценки.


  


2.3.4. Метод контрольных вопросов.


  


2.3.5. Эвристический диалог Сократа.


  


2.3.6. Мозговой штурм.


  


2.3.7. Метод инверсии.


     2.4.


АНАЛОГИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ТВОРЧЕСТВЕ.


  


2.4.1. Виды аналогий.


  


2.4.2. Синектика.


     2.5.


ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО.


  


2.5.1. Понятие и виды воображения.


  


2.5.2. Нереальная реальность.


3.


ТРИЗ И ПЕДАГОГИКА


     3.1.


ТРИЗ С ПОЗИЦИЙ ЕГО АВТОРОВ.


     3.2.


КАК Я ПОНИМАЮ ТРИЗ?


     3.3.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТРИЗ.


  


3.3.1. Общие тенденции развития технических систем


  


3.3.2. Понятие противоречия. Виды противоречий.


  


3.3.3. Идеальный конечный результат (ИКР).


  


3.3.4. Знакомство с законами развития технических систем.


  


3.3.5. Другие составные элементы ТРИЗ


4.


ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


     4.1.


ИССЛЕДУЯ ПРОБЛЕМУ.


     4.2.


СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.


  


4.2.1. Цель педагогической системы.


  


4.2.2. Учебная информация


  


4.2.3. Средства педагогической коммуникации.


  


4.2.4. Учащиеся


  


4.2.5. Педагоги.


Часть II.




5.


ОЗНАКОМЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С ОСНОВНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ


     5.1.


РАЗВИТИЕ СИСТЕМНОСТИ МЫШЛЕНИЯ.


  


5.1.1. Рассмотрение общих понятий системного подхода.


  


5.1.2. Построение системного оператора.


  


5.1.3. Типы упражнений по освоению системного подхода.


  


5.1.4. Примеры игровых заданий (компонентный подход).


  


5.1.5. Генетический подход.


  


5.1.6. Функциональный подход.


  


5.1.7. Об объединении систем, системном и нежелательном эффектах


     5.2.


ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОТИВОРЕЧИЯМИ.


  


5.2.1. Игра «ХОРОШО-ПЛОХО».


  


5.2.2. Алгоритм построения антиобъектов (антисистем).


     5.3.


РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К АССОЦИИРОВАНИЮ.


  


5.3.1. Виды ассоциаций.


  


5.3.2. Упражнения «Ассоциации».


  


5.3.3. Упражнение «Ассоциативная цепочка».


  


5.3.4. Упражнение «Рисуем эмоции».


  


5.3.5. Упражнение «Незнакомое слово».


  


5.3.6. Метод фокальных объектов


  


5.3.7. Использование слов-стимулов.


     5.4.


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ.


  


5.4.1. Конструирование по приемам фантазирования.


  


5.4.2. Метод фантограмм.


  


5.4.3. Упражнение «Изменение оценки».


  


5.4.4. Упражнение «Фантастическая добавка – фантастическое вычитание».


  


5.4.5. Упражнение «Фантастическое сложение или Бином фантазии»


  


5.4.6. Упражнение «Лексический полином». Случайные предложения.


  


5.4.7. Метод числовой оси.


  


5.4.8. Оператор РВС (размеры – время – стоимость).


  


5.4.9. Упражнение «Возможные причины».


  


5.4.10. Упражнение «Новый способ».


  


5.4.11. Упражнение «Новая конструкция».


  


5.4.12. Упражнение «Моя личная проблема»


  


5.4.13. Упражнение «Дорисуй-ка»


  


5.4.14. Упражнение «Муха»


  


5.4.15. Упражнения по работе с картинкой.


     5.5.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАГАДОК В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


     5.6.


СКАЗКИ – ЭТО СЕРЬЕЗНО


  


5.6.1. Сказка - ложь, да в ней намек...


  


5.6.2. Об использовании метафор или что такое «Сказкотерапия».


     5.7.


ЭТА ПРОТИВОРЕЧИВАЯ НАУКА ВОСПИТАНИЯ.


  


5.7.1. Что значит «любить, не любя»?


  


5.7.2. Оценивать, не оценивая.


  


5.7.3. Запрещать, не запрещая. Ограничивать, не ограничивая.


  


5.7.4. Что значит «ресурсный подход» в обучении?


  


5.7.5. Психологические ресурсы или несколько слов о якорях.




ПРИЛОЖЕНИЯ


1.  Краткий словарь психологических терминов.


2.  Методические материалы по теме «ТВОРЧЕСТВО. КРИТЕРИИ ТВОРЧЕСТВА».


3.  Методические материалы по теме «В МИРЕ ИЗОБРЕТЕНИЙ. Неглупая глупость».


4.  Методические материалы по теме «В МИРЕ ИЗОБРЕТЕНИЙ».


5.  Методические материалы по теме «МИР В СВЕТЕ СИСТЕМНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»


6.  Методические материалы по теме «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА»


7.  Методические материалы по теме «ПРИМЕРЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»


8.  Методические материалы по теме «КОЛЛЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ»


9.  Методические материалы по теме «МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».


10.  СПРАВКА ПО ИСТОРИИ ТРИЗ


11.  ПРИЕМЫ УСТРАНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ


12.  Методические материалы по теме «ПРОТИВОРЕЧИЯ»


13.  Методические материалы по теме «АНАЛОГИИ. ЗАГАДКИ»


14.  Методические материалы по теме «ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ФУНКЦИЯ»


15.  Методические материалы по теме «СИСТЕМА - АНТИСИСТЕМА»


16.  Методические материалы по теме «СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР». Дом, в котором мы живем.


17.  Методические материалы по теме «СИСТЕМНОЕ ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»


18.  Методические материалы по теме «СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР». Построение генетической и компонентной осей


19.  Методические материалы по теме «СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР». ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ


20.  Методические материалы по теме «ПРОТИВОРЕЧИЯ». КАРАНДАШ И ЕГО РОДСТВЕННИКИ.


21.  Методические материалы по теме «АССОЦИАЦИИ». Тест «Несуществующее животное»


22.  РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ. Материалы к упражнению: «Дорисуй картинку».


23.  Методические материалы по теме «Использование игры «ДА-НЕТ» в процессе обучения»


24.  Методические материалы по теме «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНЕРЦИЯ»


25.  Проблемный фонд.


26.  Краткое описание игр, которые могут быть использованы на занятиях.


27.  Стимулирующий материал (картинки).


28.  Материал для размышлений.





   На главную   Сведения об авторе   Введение   Фрагменты    Библиография    Как заказать?  


Hosted by uCoz