Внимание!!! Новости ТРИЗ!!!            
   На главную   Об авторе   Содержание   Введение   Как заказать?  

Фрагменты из основного текста книги



Велосипед или автомобиль? А может быть - веломобиль?

  • Из раздела 1.1.1.


    ... Оговоримся сразу – существует огромное количество попыток дать общие, для всех приемлемые определения ниже приведенных понятий. Мы не ставили перед собой целью дать в книге детальный анализ всех существующих подходов. Мы постарались отразить наиболее существенные стороны проблемы творчества, достаточные для ознакомления с этим феноменом на начальном этапе...


    *    *     *

  • Из раздела 1.1.2.


    ...А какую роль играет социальное окружение? Роль стимула? Тогда почему судьба многих других личностей, оказавшихся в сходных условиях, не сложилась как творческая? Вполне вероятно, что не только условия, но нечто большее порождает творчество...


    *    *     *

    ... В процессе самореализации, по нашему глубокому убеждению, наиболее полно выражается сущностная сторона человека. Социальные условия способны изменить лишь способы её удовлетворения: она может найти выход в творчестве и в разрушении, и в любви, и в преступлении, и т.д. Но своего высшего проявления самореализация человека достигает в творчестве. Поэтому можно сказать, что творческая деятельность охватывает не только изменение действительности, но и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей...


    *    *     *

    ...Описания психологического состояния творца в момент озарения поразительно похожи. Мы выделим из спектра этих переживаний эмоциональный подъем, возбуждение, резкую активизацию деятельности.


    ...Хорошо известно, что высокая эмоциональная подвижность, являющаяся необходимым условием протекания всякого творческого процесса, характерна для детского возраста. Может быть творческая личность способна в той или иной степени сохранять в себе качества, свойственные ребенку?


    ...В работах американских специалистов по рекламе и маркетингу я неоднократно встречал описание методик активизации деятельности, направленных на то, чтобы вернуть Взрослых в мир Детства, для которого так характерно изобретательское, предпринимательское мышление. И это не случайно.


    ...Занимаясь деятельностью, которая приносит моральное удовлетворение, человек может убежать от современных психологических проблем цивилизации, таких как обыденность, депрессия, ощущения одиночества.

    *    *     *

    ...Потребность в новой информации является одной из базовых потребностей, лежащих в основе творчества. Психологи утверждают, что характерная для ребенка чувствительность к новому снижается с возрастом, а позднее полностью блокируется «взрослым» сознанием. Как обычно чувствует себя взрослый человек в ситуации новизны, неопределенности? Чаще неуверенно, испытывая при этом тревогу. Его активность при этом автоматически снижается.

    ... Как объяснить природу этой неуверенности, тревоги, снижения интереса к поиску нового? Может быть, это тоже плоды образования, результаты наших воспитательных воздействий...

    *    *     *

    Ребенок воспринимает мир так, как будто он принадлежит ему весь, со всеми своими возможностями. И ребенок точно знает, кем он хочет стать.


    А мы, взрослые, полагаем, что знаем мир лучше. Мы, прожившие, может быть, не безгрешную и далекую от идеала жизнь, совершившие в этой жизни массу ошибок, тем не менее считаем, что имеем право распоряжаться свободой ребенка и даже его судьбой.

    *    *     *

  • Из раздела 2.5.   ...Принято считать, что человек управляет своим воображением. Это справедливо, но лишь отчасти. По свидетельствам многих авторов художественных произведений, очень часто, начинаясь с волевого усилия, творческий процесс настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не человек сознательно творит образы, а образы владеют и управляют им, подчиняя своей логике все дальнейшее протекание творческого процесса...
    *    *     *

        ... Широко распространным и в то же время ошибочным является мнение, что у дошкольников воображение развито лучше, чем у школьников и взрослых. Яркость его проявления еще не означает высокого уровня его развития. Воображение формируется у детей на базе их восприятия. Для работы воображения необходим жизненный опыт, который у дошкольников еще беден. Поэтому воображение детей этого возраста также бедно. Но все же, если сравнивать воображение ребенка и взрослого, необходимо отметить, что в жизни ребенка воображению отводится больше места.
    *    *     *

    Иногда родителям кажется, что ребенок излишне много фантазирует. Отметим, что подобные педагогические и, более того, воспитательные стереотипы характерны для различных культур, имеют интернациональный характер. Уже упоминамый нами известный исследователь проблем технического творчества Дитмар Цобель (западная Германия) пишет в своей книге «Systematisches Erfinden (Изобретение по системе)»: «Каждому ребенку буквально вдалбливается слово «разумность» [142]. Будто разумность обозначает буквально следующее – прекрати фантазировать и у тебя будет меньше проблем. Под постоянным давлением подобного вида ребенок станет, наконец, действительно разумным», т.е будет всегда поступать согласно существующим правилам и предписаниям, лишенный всяческой инициативы.

*    *     *


    ... Наблюдательный педагог может заметить, как, фантазируя, дети погружаются в особое, богатое эмоциональными переживаниями, состояние. В первом разделе мы кратко отмечали существующую связь воображения с эмоциями. Рассмотрим эту связь более подробно.
  • С одной стороны, воображаемые картины могут вызвать определенные чувства. Л.С.Выготским был сформулирован закон эмоциональной реальности воображения, который заключается в том, что «всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства , и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувство является действительным, реально переживаемым, захватывавающим человека чувством». Образы воображения, являясь продуктом сознания, нереальны (Примечание: по крайней мере, так утверждает современная наука). Но зато вполне реальны вызываемые этими образами чувства и переживания.

    Примечание: не случайно на одном из семинаров мы придумали для понятия «воображение» символическую аналогию «нереальная реальность».
  • С другой стороны, в эмоциях отражаются конкретные впечатления, мысли и образы человека, находящегося в определенном эмоциональном состоянии. Закон общего эмоционального знака, также сформулированный Л.С.Выготским, гласит: «всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству».


    ... Зная эти закономерности, можно объяснить многие странности в поведении детей младшего школьного возраста. Например, играя «в войну», дети нередко доходят до выяснения отношений кулаками, проявляют агрессию и даже жестокость. Это может быть проявлением действия закона эмоциональной реальности воображения. Образ диктуемый правилами игры, приобретает для ребенка черты реальности под воздействием эмоций. Ребенок начинает отождествлять воображаемого врага с партнером по игре и ведет себя соответственно.

*    *     *

    ... Развитие воображения в младшем школьном возрасте при помощи специальных упражнений возможно, но все же к этому процессу надо относиться осторожно. Одно из опасений связано с проблемой детских страхов.

    ... Предмет страха детей может быть самым различным. Дети боятся собак, темноты, одиночества и самых, казалось бы, безобидных реально существующих вещей. Но иногда дети боятся своих собственных вымышленных или внушенных образов. Как не странно это прозвучит, но появление такого рода страхов тоже является показателем развивающегося воображения.

    Явление это распространено довольно широко среди младших школьников, поэтому необходимо стремиться помочь ребенку избавиться от своих страхов.

    ... В методической литературе по ТРИЗ я встречал следующее категорическое замечание, касающееся организации работы с детьми: «Никаких страшилок!». Но со «страшилками» работать нужно именно для того, чтобы избавлять детей от присущих им страхов. Сказанное отнюдь не означает, что нужно еще больше пугать детей каким-либо способом. Нужно работать с образами, вызывающими страхи у детей. Исследования психологов доказывают, что детские страхи, если к ним правильно относиться, выявляя причины их появления, чаще всего исчезают бесследно.

     На проблеме внушенных страхов и внушения вообще мы еще остановимся в дальнейшем, а сейчас несколько слов о том, какие упражнения можно использовать, для снижения воздействия различных страхов на детей...

<


Вернуться

   На главную   Об авторе   Содержание   Введение   Как заказать?  


Hosted by uCoz